Опасности крымских дорог
Вы прилетели в Крым, взяли автомобиль в прокат, и мы очень надеемся, что ваш отдых пройдет гладко. Но на всякий случай хотим дать несколько советов, связанных с передвижением по полуострову на автомобиле.
Три популярных туристических направления в Крыму – это:
- Южный берег Крыма (Алушта и Ялта)
- Западная часть полуострова (Севастополь и Бахчисарай)
- Восточная часть полуострова (курорты Судака и Феодосии).
И поскольку трассы по всем трем направлениям идут через Крымские горы, вам просто необходимо ознакомиться с некоторыми фактами, касающимися езды по крымским серпантинам.
Трассы
Симферополь-Алушта-Ялта-Форос-Севастополь. Общая протяженность – 172 км. От Симферополя до Ялты через Алушту надо ехать по трассе Е105, а уже в Ялте перестроиться на Н19 и добраться до Севастополя. Но отнюдь не по прямой. На 172-километровом отрезке пути встречаются многокилометровые серпантины и крутые повороты с резким перепадом высот.
Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия. Общая протяженность – 185 км. От Симферополя в Алушту ведет трасса Е105, в Алуште перестраиваемся на Р29 и едем до Феодосии непосредственно через Судак. И тут, опять же, есть и серпантины, и коварные повороты, так что гнать больше 60 км/ч не советуем.
Дороги в других направлениях попроще, но расслабляться не стоит. В горах нередко возникает так называемый обман зрения, когда сложно оценить расстояние до следующего поворота или впереди идущей машины. Так что заблаговременно готовьтесь к выполнению маневров обгона, постоянно следите за дорожными знаками и разметкой.
Спуски с горных дорог тоже могут доставить неприятности. Например, на отрезке пути от Симферополя до Ялты спуск с Ангарского перевала к Алуште растянулся на 10 километров. В жару здесь перегреваются тормоза, и потому спускаться лучше на пониженной передаче. Если все же тормоза отказали, не впадайте в панику. На горных крымских трассах установлены улавливающие тупики. На дорожных щитах-указателях они выглядят, как резко уходящее в гору ответвление дороги.
Три таких улавливающих тупика есть на спуске с Ангарского перевала к Алуште при движении от Симферополя, и один — на спуске с Кастельского перевала к Алуште при движении из Ялты. Устраивать стоянку в улавливающих тупиках категорически запрещено.
Оползни на трассах
После серьезных ливней и таяния снегов на горных дорогах Крыма ежегодно бывают оползни, а грунт проседает. Просадка – и, соответственно, трещина в асфальте — может появиться буквально за день. Обычно перед оползнеопасными участками на обочину ставят специальный знак. Но на практике микро-оползень может появиться в совершенно непредсказуемом месте. Так что в период оползней старайтесь ездить помедленнее.
На участке трассы Симферополь – Ялта нужно быть предельно аккуратными при спуске с Ангарского перевала до села Верхняя Кутузовка. На участке трассы Алушта – Ялта будьте внимательнее в районе сел Кипарисное-Пушкино и у поворота с трассы на Партенит и далее — на трассе мимо сел Запрудное-Лавровое. Еще один неприятный оползневой участок находиться в районе поворота на поселок Гурзуф у Гурзуфского моста.
На трассе Ялта – Севастополь самым оползневым участком шоссе является район от Алупки до Фороса. Этот достаточно протяженный отрезок лучше проезжать на скорости в пределах 60-70 км/час, не выше.
Ну а трасса Алушта – Судак – Феодосия практически вся проходит по огромному оползню, так как лежит на глинистых горных породах. И даже крымчане все 120 километров этой трассы едут со средней скоростью 40-50 км/час.
Дожди и обвалы
В Крымских горах и туман, и дождь случаются неожиданно, но чаще всего все же осенью. Частицы глины и ила из местных почв оседают на дорогу в виде пыли, и стоит пойти дождю, как трасса превращается в каток. Даже небольшой дождь может спровоцировать камнепад. Опасные участки трасс часто обтянуты сетками и улавливающими лотками для камней и песка. Но все равно стоит быть поаккуратнее, проезжая в дождь под скальными стенками и горными склонами. Обвальные участки обозначены предупреждающими знаками.
Самые обвалоопасные участки:
- Села Морское и Веселое
- Села Партенит и Гурзуф
- Район между перевалом Ласпи и Гончарным.
Самая экстремальная крымская трасса — Ялта-Бахчисарай через гору Ай-Петри — практически вся является зоной риска камнепадов и обвалов после дождя.
Люди и звери
На трассе Симферополь-Ялта, в промежутке от Симферополя до Ангарского перевала, находится пять крупных сел:
- Лозовое
- Пионерское
- Доброе
- Заречное
- Перевальное.
Они как бы перетекают друг в друга и потому на всем этом отрезке скорость не должна превышать 60 км/ч. Но искушение превысить велико, поскольку сама трасса довольно широкая. Но стоит помнить, что на этом 30-километровом участке установлено всего четыре светофора, а на «зебру» мало кто обращает внимание. Так же дорогу контролирует ГИБДД (рекомендуем заранее ознакомиться с некоторыми особенностями и ПДД, прочитав статью «Полиция на дорогах Крыма«). Кроме того, дорожное освещение здесь отсутствует. Поэтому до границы села Перевальное и начала подъема на Ангарский перевал следует быть предельно внимательными. Такая же ситуация на участке Алушта — Ялта в пределах сел:
- Малый Маяк
- Кипарисное
- Пушкино
На трассе Симферополь-Севастополь такой опасный участок в пределах сел:
- Левадки
- Приятное Свидание
- Тополи
- Новопавловка.
На трассе Симферополь-Феодосия внезапно выскакивающих на дорогу пешеходов стоит опасаться в районе от Старого Крыма до сел Изюмовка и Золотое поле.
Но не только пешеходы могут стать причиной ДТП в Крымских горах. Поздней осенью и зимой, в основном в ночное время, имеют привычку перебегать дорогу дикие звери. На скорости вполне реально врезаться в огромного кабана или крымского оленя, сбить зайца или лисицу.
Домашний скот – коровы и лошади – тоже большие любители пройтись по трассам. Особенно часто они встречаются на спуске с перевала в районе села Верхняя Кутузовка. По соседству с этим отрезком трассы работают несколько конных баз. И пасущиеся на вольном выпасе лошади периодически забредают на середину трассы. Ежегодно они гибнут под колесами автомобилей, нанося серьезный ущерб машинам. Поэтому спускайтесь с перевала к морю аккуратно и на предельной низкой скорости.
Спецпроезды
На территории Крыма в летний период проводится множество официальных мероприятий с участием высокопоставленных лиц. Поскольку на Южном берегу Крыма расположены госдачи, дворцы, места проведения форумов и съездов политиков, дорога из аэропорта Симферополя до Ялты считается спецтрассой. Практически на всем ее протяжении между двумя полосами движения отделена зона для спецпроезда.
Если Вы заметили приближение спецавтомобиля с включенными проблесковыми маячками, незамедлительно примите вправо и остановитесь у края проезжей части, чтобы пропустить колону. Начинать движение разрешается только после проезда последнего в колоне автомобиля с включенными маячками синего и зеленого цвета.